среда, 30 марта 2011 г.

Тематическое родительское собрание-практикум «Как помочь «задире», «копуше», «непоседе», «тихоне» или о мимозах, тараканчиках, живчиках и черепахах»


Цель: расширить знания об особенностях темперамента и определить эффективные стратегии индивидуального подхода.

Мотивационный этап

Часто родители в общении друг с другом отмечают разные проявления в поведении своих детей. Можно услышать такие высказывания:
«Мой заводится вполоборота».
«А моего вообще не заведешь».

Дети с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением.

Как вы думаете почему они такие разные?
Что было бы, если бы все дети были одинаковыми?

Природа позаботилась об этом и наградила всех нас собственным лицом. И оттого различны наши дети.


Основной этап

У каждого ребенка свой темперамент.

Темперамент - это врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются уже с 5-6 лет. Это совокупность индивидуальных особенностей личности. Он задан природой.

Попробуем разобраться, какими могут быть индивидуальные особенности нервной системы и как они проявляются в поведении ребенка, в его деятельности.

Нет хороших и плохих темпераментов. В каждом типе темперамента есть много положительного. У каждого ребенка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «Я». Неповторимость малыша зависит от свойств нервных процессов: возбуждения и торможения.

Эти заданные природой свойства личности, или темперамент, определяют активность ребенка, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид работы, реакцию на окружающую жизнь.

Свойства нервной системы в разном сочетании друг с другом составляют основные 4 типа ВНД (4 темперамента детей).

Зачастую, не зная особенностей темперамента, мы, родители, беспокоимся, а нет ли в поведении нашего ребенка каких-либо нарушений?

Давайте познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов. Существует 4 основные типы темперамента. Каждому из них присущи свои психологические особенности.

Сила (работоспособность) проявляется в выносливости, трудоспособности, когда ребенок способен прилагать усилия.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в ритмичном и терпеливом доведении дел до конца.

Подвижность (смена процессов возбуждения и торможения) рассматривается в легком приспособлении к чему-либо, переключении на другой вид деятельности.
Темперамент
Сила Уравновешенность
Подвижность

Холерик
+
-
+

Сангвиник
+
+
+

Флегматик
+
+
-

Меланхолик
-
-
-


Давайте рассмотрим эти 4 типа темперамента.

Задиры и драчуны – это маленькие холерики. Это энергичный ребенок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным. Проявляет себя в соревнованиях.

Непоседы и шустрики – это маленькие сангвиники. Для них характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя и не отличается постоянством в своих привязанностях. Больше всего проявляет себя в общении.

Копуши – это маленькие флегматики. Этот темперамент характеризуется низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети-флегматики трудно сходятся с людьми, с трудом проявляют свои чувства. В дидактических играх наиболее всего проявляется уравновешенность, терпимость, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность, способность к длительному сосредоточению флегматика.

Тихони – маленькие меланхолики. Для них характерны низкая активность и сдержанность, неяркое проявление чувств и тихая речь. Ребенку свойственны: эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Пугает новая обстановка и незнакомые люди. Они чувствительны к эмоциональным воздействиям, способны к сопереживанию. Проявляют себя в художественной деятельности, в спокойных занятиях с доброжелательной атмосферой.


Практический этап
Сейчас мы определим тип темперамента Ваших детей. (Предлагается тест)Критерии основных свойств темперамента ребенка (примерные
вопросы для
родителей) Общий тип нервной системы и темперамента ребенка
Сильный,
Уравновешенный.
Подвижный
(Сангвиник) Сильный,
Уравновешенный.
Инертный
(Флегматик) Сильный Неуравновешенный.
Инертный
(Холерик) Слабый (Меланхолик)
1. Общителен ли Ваш ребенок?
Чувствует себя везде, как дома. Предпочитает одиночество. Всегда нужны сподвижники и зрители. Общителен
лишь с
близкими
людьми.
2. Он лидер или нет? Лидер по выоору детей. О лидерстве не может оыть и речи. Сам предлагает себя на роль лидера. Не лидер.
3. Как часто меняются у ребенка друзья? В зависимости от ситуации. Практически никогда. Все время. Очень редко.
4. Как Ваш ребенок усваивает новое? Легко и быстро. Обстоятельно, но медленно. Все схватывает на лету и также быстро забывает. Осваивает
быстро или
медленно в
зависимости
от обстоятельств.
5. Как Ваш ребенок переносит наказания? Спокойно. Без эмоций. Словесные спокойно, остальные с бурными реакциями протеста. С обидой, с
негативными
эмоциями.
6. Как ведет себя Ваш ребенок в непредвиденных ситуациях? Любопытен.
Малоэмоциональный. Потребность преодоления Пытается избежать.
7. Какие игры ребенок предпочитает? Чтобы жизнь в них била «ключом». Спокойные, тихие, уединенные. Шумные, азартные, с шалостями и баловством. Тихие,
уединенные
в среде незнакомых людей. Шумные лишь с кем-то из
близких


Теперь попробуем, исходя из описания 4 психологических особенностей, определить тип темперамента по проявлению в различных ситуациях (предлагается работа в группах).

1. Стыдно признавать, но наш младший сын вносит в нашу жизнь сплошное беспокойство. Вот сегодня: вся семья сидит и пьет чай, а он соскакивает со стула, бежит к телевизору и зовет всех: но уже через 5 минут телевизор надоел, ребенок несет книгу, чтобы ему почитали. Через 10 минут просится на улицу гулять. Только пришли с улицы, а он уже коробку с игрушками тащит, просит, чтобы с ним брат строил крепость. Как будто специально нам всем покоя не дает. Ребенок веселый, жизнерадостный, а мы вокруг все раздраженные и измученные.

2. Наш ребенок ни секунды не сидит на месте, он не просто все время прыгает и бегает, он еще и говорит непрерывно: что-то просит, о чем-то рассказывает, хохочет или плачет навзрыд, кричит. Поход в поликлинику превращается в приключение: все игрушки перетрогает, заберется на подоконник, со всеми поговорит. Покоя в доме нет, хоть привязывай, чтобы остановился на минуту. От него все мелькает в глазах. Покой наступает только тогда, когда Игорек спит. Учитель жалуется: «Ваш ребенок – как стихия, ни секунды без движения, всех детей тормошит…»

3. Как можно спокойно реагировать на этого полусонного мямлю? Он ничего не успевает, и мы везде опаздываем. Ни единого разу не довел дело, которое начал до конца! Он так тяжело соображает, словно ворочает камни…

Я перепробовала все: и просила, и приказывала, даже к врачу водила, но сказали – такой темперамент. Как же он будет жить?

4. Наш Сережа не просто тихоня. Он такой слабый, замедленный, что иногда кажется, спит наяву. А еще он робкий, медлительный и все время молчит, каждое слово у него на вес золота. Дети обижают его. Хорошего настроения у него почти не бывает, все грустит, а то и плачет. Признался бабушке, что хочет заболеть, чтобы остаться дома. Учитель жалуется: «Вечно он самый последний!» Почему он без конца стесняется, пугается детей и взрослых?

Вывод: Зная особенности Вашего ребенка, можно с успехом его воспитать, учитывая, что нервная система ребенка пластична.

Темперамент сравним с гранитом, который шлифуют методы воспитания, учитывая все плюсы и минусы его проявлений. Важно не придавать ребенку черты чужого ему темперамента, которые не поддадутся скрещиванию с чертами его подлинного Я.
Заключительный этап

Итак, мы можем так учитывать особенности темперамент ребенка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется только сильным из его сторон.

Давайте разработаем рекомендации эффективной помощи ребенку с разным темпераментом (родители составляют памятку).

Сангвинику
При снижении интереса важно переключать на другой вид деятельности.
Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, необходимо обратить внимание на качество выполнения работы, доведения дел до конца.
Ему нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание.
Приучайте ребенка выполнять одно дело за другим, по очереди.
Важно воспитывать устойчивые привязанности и интересы.
Научить давать выход своей энергии.

Холерику
Не пытайтесь любой ценой препятствовать детской активности, ведь переделать заложенное природой невозможно.
Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его активность находила полезное применение.
Окрики, угрозы, шлепки только усилят напряжение. Обуздать возбуждение помогут спокойные дела, настольные игры, игры на расслабление.
«Неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме, особенно важно ограничить вечернее возбуждение нервной системы.
С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно.
Учите ребенка договариваться и выслушивать мнение другого человека.

Флегматику
Крик, как сильный раздражитель, затормаживает ребенка,
Не пытаться сделать ребенка удобным для себя. Быстрый темп требует большого напряжения флегматика, учит хитрить или формирует неуверенность.
Призвать на помощь часы – ребенок будет следить за темпом выполнения задания, учиться заканчивать дело до звонка.
Развивать подвижность нужно постепенно, наращивать темп, не торопясь, хвалить за незначительное проявление быстроты.
Заинтересовывайте ребенка, приглашайте сверстников.
Чтобы преодолеть инертность, вовлекайте флегматика в подвижные игры, зовите в походы.

Меланхолику
Не подшучивайте, а подбадривайте ребенка.
Нельзя подчеркивать их недостатки, так как это может закрепить неуверенность в своих силах.
Важно развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Предоставьте малышу самостоятельность.
Учите ребенка рассказывать о своих чувствах, подскажите, как он может проявить заботу о других членах семьи.
Помогите ребенку найти друзей, преодолеть излишнюю тревожность.
Ребенок со слабой нервной системой требует бережного отношения. Говорить следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.



Рефлексия:

Что было полезным?

Что будете применять?

Какие темы хотели бы еще рассмотреть?

Комментариев нет:

Отправить комментарий