среда, 30 марта 2011 г.

Использование методики Филлипса для групповых консультаций обучающихся


Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся, дальнейшей социализации учащихся.

Особенностью и главным преимуществом методики Филлипса перед многочисленными опросниками, фиксирующими так называемую “базовую” и “личностную” тревожность, является его деятельностная направленность. Он позволяет выявить уровень тревожности младшего подростка в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность, и какие конкретно формы принимает. Это принципиально важная информация для последующей консультативной и психотерапевтической работы. Тест школьной тревожности Филлипса позволяет изучить уровень и характер тревожности по 8 факторам: общая тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, которое во многом определяется наличием тех или иных тревожных синдромов и их комбинацией, позволяет определить, кто из детей испытывает стрессы в разных школьных ситуациях. Школьная тревожность зависит от множества факторов: уровень личностной тревожности, стиль взаимоотношений в семье, ценностные установки самого ребенка. В практике работы по методике Филлипса ведущими в проявлении тревожности выявлены четыре параметра: «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих», «страхи в отношениях с учителем». Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки.

В преодолении тревожности акцент делается на формирование конструктивных способов поведения в трудных ситуациях, на овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой. Центральное место в групповом консультировании по результатам диагностики занимает работа по укреплению уверенности человека в себе, развитию позитивной самооценки и представлений о себе. С целью повышения уверенности в различных ситуациях используется техника, состоящая из 12 шагов.

1. Вспомните момент уверенности в Вашей жизни
2. Погрузитесь в это воспоминание настолько глубоко, насколько это возможно
3. Войдите в образ Вас самого в прошлом. Посмотрите вокруг себя глазами человека в прошлом. Отметьте все, что вы видите
4. Услышьте все, что слышит этот уверенный человек (Вы) в прошлом
5. Оставайтесь в этом воспоминании столько - сколько необходимо, для того чтобы еще раз пережить его как будто наяву
6. Какие чувства охватывают Вас в этой ситуации Вашего триумфа? Прочувствуйте их!
7 Как проявляются эти чувства? (легкость, тепло, цвет и т.д.)
8. Усильте Ваши ощущения
9. На пике Ваших чувств сожмите подушечки большого и среднего пальцев (или сделайте любой другой жест, который Вы сможете в точности повторить в любой нужной Вам ситуации) и скажите себе: «Я уверен!!»
10. Выйдите из этого состояния, прервав жест
11. Сделайте проверку - сожмите пальцы и почувствуйте, что Вы чувствуете в этот момент
12. Если чувство уверенности не проявилось сильно, сделайте упражнение еще раз

Каждый раз, когда Вам будет нужно состояние уверенности, повторите точно такое же движение, и вы получите доступ к вашему ресурсному состоянию. И если следовать всем инструкциям и сделать эту технику несколько раз, можно заметить, как быстро повышается уверенность.

И если следовать всем инструкциям и сделать эту технику несколько раз, можно заметить, как быстро повышается уверенность. Таким образом, школьник убеждается, что изменение стратегии могут ему гарантировать успех. Это приводит к увеличению чувства компетентности. Главное - указать, что успех ученика - это результат развития определенных умений, навыков, стратегий. Важным побудительным фактором в любой деятельности является стремление поддерживать самоуважение и высокую самооценку.

Проведенная групповая консультация повлияла на изменение эмоциональной сферы детей, а именно, произошло заметное снижение высокой тревожности по всем шкалам, обеспечивая положительную динамику.


Комментариев нет:

Отправить комментарий