среда, 30 марта 2011 г.

Тематическое родительское собрание-практикум «Учет возрастных особенностей подростков в семейных отношениях»


Ход собрания:

1. Мотивационный этап.

Я очень рада, что сегодня здесь собрались люди, за плечами которых огромный жизненный опыт, и не важно, каким он был, положительным или отрицательным, общая цель нашей встречи - это любовь и забота к нашим детям, внимание к их формирующейся личности. Мы для них - любимые родители, которые заботятся о них и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогут быть успешными в жизни.

Сегодня мы поговорим о самых уязвимых точках подросткового возраста, о трудностях, с которыми сталкиваются дети в период взросления.

Вопросы для дискуссии.

Легко ли быть родителем? Многие вопросы и сложности возникают, оказывается, оттого, что мы не всегда знаем особенностей данного возраста.
Какие трудности вы испытываете в воспитании детей?

Вывод : иногда очень сложно понять ребёнка, а порой на это нет времени. Всё это очень часто случается из-за того, что мы не всегда умеем правильно общаться с ребёнком, учитывать все его потребности, обращать внимание на его возрастные изменения.

Упражнение "Портрет ребенка".

А) Какие отрицательные качества вашего ребёнка Вас больше всего беспокоят, тревожат?

Б) В каждом негативном качестве необходимо найти положительное намерение.

Жестокость, агрессия - умение постоять за себя;

Ложь - умение хранить тайну, нежелание обидеть;

Упрямство – настойчивость, умение сказать нет, достичь цели.

Несдержанность – энергичность, умение выплеснуть энергию;

Лень - накопление энергии, отдых, отказ от завышенных потребностей;

Трусость – желание выглядеть достойно;

Грубость – освобождение от отрицательной энергии, разрядка;

Прогулы – умение находить время на более интересное занятие;

Обида – способность находить отдых от окружающих;

Клептомания – способность найти прежде, чем кто-то потерял;

Страх – способность избегать угрожающих ситуаций, объектов;

Вывод : За каждым отрицательным поступком ребёнка всегда стоит положительное намерение, поэтому для того, чтобы разобраться с каждым «плохим» поступком, необходимо, прежде всего, понять для чего ребенок это делает.





2. Основной этап. Мини-информация

Мне бы хотелось остановиться на психологических особенностях подросткового возраста и поговорить о том, как опираться на эти особенности при построении контакта с подростками.

На этот возраст приходится самый интенсивный рост всего организма (за 2 года девочки могут вырасти на 10 - 15 см. и прибавить в весе до 10 кг.). Это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Очень часто кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной, поэтому подростки быстрее развиваются физически, а не психически. Но надо ещё заметить, что темпы и физического и психического развития у всех очень разные (неравномерные). Один мальчик 14-15 лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только ещё начинает расставаться с детством. Так же и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причём различия - это не исключение, а правило.

Характерной особенностью этого возраста является быстрая смена физического состояния и настроения (хорошее настроение быстро меняется на плохое и наоборот).

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности. Подросток часто уже ставит перед собой цели и планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может её не обнаружить в других видах. Увлекаясь многими видами спортивных занятий вначале ради развития волевых личностных качеств, некоторые подростки затем продолжают заниматься ими же для достижения высоких результатов. Благодаря этому получает дальнейшее развитие мотивация достижения успехов.

Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью (сначала сделают, потом подумают). Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместных играх, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности: от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно - важные темы.
Работа в группах.

3 группам предлагается определить, за что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте; положительные изменения, происходящие с подростком; негативные изменения, происходящие с подростком.
В чем же специфика возраста?

В этот период происходит смена ведущей деятельности: учебной - на сферу общения. Возникает потребность в контактах со сверстниками, желание увидеть себя и узнать себя в общении с другими. И этот интерес ведёт ребёнка за рамки школы (он задаёт себе вопрос "Какой Я" ). Под

Подросток стремится быть и считаться взрослым; но это уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. В отношениях с родителями очень часто проявляет негативизм, упрямство, борется за власть. Все это он делает, чтобы доказать, что он уже не ребенок.

Т.О., ребенок в переходном возрасте ведет борьбу за то, чтобы перестать быть ребенком; за прекращение посягательств на его физическое начало; за утверждение среди сверстников; против ироничных замечаний.

Очень часто меняется и внешний облик, начинаются эксперименты с внешностью. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входят: мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается, подросток требует отношения к себе, как к более взрослому человеку.

Т.О.,положительные изменения, происходящие с подростком, следующие: проявление чувства взрослости, рост самосознания, проявление самостоятельности в приобретении знаний и навыков, появление познавательной мотивации, стремится быть не хуже других.

Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным?

Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто дети жалуются на быструю утомляемость, головные боли, головокружение, что является не симуляцией, а проявлением особенностей развития.

Еще одной характерной особенностью этого возраста является формирование такой черты как агрессивность (особенно у мальчиков). Это выражается в поступках, которые подчеркивают силу, упорство, настойчивость. И здесь очень важно то, как реагируют взрослые на такое проявление, если они поступают точно так же - агрессивно, то эта черта в поведении подростка только закрепляется, происходит осознание того, что лишь проявляя агрессию можно воздействовать на других людей. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны несколько их действительным отношением к нам, сколько эмоциональным ситуативным состоянием. Важно понять, что подростки не всегда способны себя контролировать.

Т.О.,негативные изменения, происходящие с подростком, следующие: ранимая неустойчивая психика, высокая тревожность, Эгоцентризм. Намеренная манипуляция взрослыми, внутренние конфликты, повышенный негативизм, страх одиночества.
За что ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

Чтобы перестать быть ребенком, за неприкосновенность, утверждение среди сверстников, против ироничных замечаний.

Несмотря на всё своё стремление к взрослости, они ещё недостаточно зрелы для этого, и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. Главным для ребенка в этот период является: ЛЮБОВЬ-ДОВЕРИЕ-ПОНИМАНИЕ-ПОДДЕРЖКА.

В подростковом возрасте с особой частотой встаёт проблема баланса поддержки и контроля. Дети часто активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, но иногда не могут самостоятельно выполнить простейшие требования (с одной стороны, они хотят приходить домой так поздно, как им этого захочется, с другой - не могут сами вспомнить про заданные на дом уроки и несобранный портфель). На самом деле в этом нет противоречий. Взрослым не становятся в один момент, этому ещё только нужно научиться. Отрочество - это ещё не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто может поменяться соотношение этого контроля. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушием, поэтому очень важно, чтобы мы, взрослые, помогли подросткам справиться с их внутренними конфликтами.
Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности?

Когда ребёнок достигает подросткового возраста можно разделить все предъявляемые к нему требования на 3 условные группы:

К 1-ой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается.

Например, это те требования, которые имеют непосредственное отношение

к обеспечению безопасности возвращаться домой к определённому времени, звонить, если задерживаешься и т.д., а так же некоторые требования, касающиеся обязанностей ребёнка по дому и в школе.

Ко 2-ой группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком. Например: сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.

К 3-ей группе относится то, что ребёнок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.

Эти группы требований необходимо обсудить с ребёнком. Сделать это можно примерно в такой форме: Теперь ты уже взрослый и многие вопросы можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой варианты. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером. Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придётся соблюдать, пока ты живёшь с нами. Например, это касается времени возвращения домой.

Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверены в том, что ваш ребёнок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.



3. Практический этап.
Педагогические ситуации (работа в парах).

Используя свой опыт, попробуйте найти более эффективный способ решения, выхода из ситуации (ситуации см. в приложении).

Выработка правил, которыми необходимо пользоваться родителям подростка при переходе от чувства взрослости к настоящей взрослости (групповая работа).

Опираясь на свой жизненный опыт и знания, которые Вы сегодня получили, составьте рекомендации для родителей.

Существует 2 пути перехода к настоящей взрослости:

1.Деструктивный (конфликтный) – когда родители не желают с ним считаться и подросток вынужден добиваться признания, отстаивать свои позиции, что в конечном итоге приводит к асоциальному поведению.

2. Конструктивный (бесконфликтный) - когда родители уважают желание подростка быть взрослым, считаются с его мнением, отказы обосновываются, требования подтверждаются собственным примером, что в конечном итоге помогает подростку научиться отвечать за свои поступки.

Существует формула закона семьи (закон воспитания ребенка в семье):

Ед.Тр. (1) + Зн.Похв.(2) + Тр.Уч. (3) + Разд.Благ (4)
Единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку, членов семьи.
Значимость похвалы для ребенка.
Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если этот закон исполняется в любом возрасте ребенка, то он сможет состояться как личность.



4. Заключительный этап

Рефлексия.

Что нового Вы сегодня узнали о себе?

Какой опыт получили?

Оправдались ли Ваши ожидания?

Что бы Вы пожелали себе и своим коллегам?

Какие планы и намерения у Вас есть?

Общий вывод : Учитывая особенности подросткового возраста и делая скидку на это ребёнку, а так же выделяя в каждом ребёнке хорошее, важно принимать ваших детей такими, какими они есть. Это позволит Вам сохранить главное - добрые взаимоотношения с детьми.



Приложение

Ситуация 1

14 - летний молодой человек категорически отказывается встречать Новый год в кругу семьи, нарушая традицию.

Обсудите предложенную ситуацию.



Ситуация 2

У подростка появилась так называемая «компания», в которой за бессодержательным времяпровождением он проводит все время, и мнение друзей становится важнее мнения родителей.

Обсудите предложенную ситуацию.



Ситуация 3

У подростка 14 лет должны быть карманные деньги? Какова сумма? Должен ли подросток отчитываться перед родителями, на что он их тратит? Каким образом?

Обсудите предложенную ситуацию.



Ситуация 4

У каждого ребенка в доме должны быть свои обязанности в соответствии с его возрастом. Что именно должен делать подросток? Какова должна быть мотивация этой помощи: заработать поощрение, из стремления делать добро, из чувства справедливости, другое?

Обсудите предложенную ситуацию.



Ситуация 5

Вам стало известно о том, что подросток солгал Вам по поводу своей успеваемости. В конце четверти выяснилось, что четверок (троек) гораздо больше, чем ожидалось. Что Вы предпримете?

Обсудите предложенную ситуацию.

1 комментарий:

  1. Цель собрания: познакомить родителей с индивидуально-психологическими особенностями и возрастными изменениями детей 11- 12 лет; помочь выявить основные проблемы и трудности в воспитании, обсудить причину их возникновения.

    ОтветитьУдалить